Польcкий майданчик

11 марта 2024, 00:00
№11

Польские фермеры уже почти месяц борются за свои права, не встретив особого сопротивления со стороны властей, даже перекрыв товаропоток на границе с Украиной. Более того, премьер-министр Польши Дональд Туск в конце февраля допустил, что Варшава полностью закроет границу с Украиной, дабы защитить интересы родных фермеров. «Я не скрываю, что мы говорим с Украиной о временном закрытии границы. Я готов к жестким решениям по границе, но по согласованию с Украиной», — заявил он, оговорившись при этом, что такое решение оказалось бы болезненным для обеих стран. «У Польши есть профицит торгового баланса с Украиной. Мы продаем гораздо больше», — напомнил глава польского правительства.

AP PHOTO/MICHAL DYJUK
Польским фермерам показали, против чего можно протестовать, а против чего — нет
Читайте Monocle.ru в

По данным министра сельского хозяйства Польши Чеслава Секерского, в 2023 году его страна поставила на Украину товаров на 11 млрд евро, в том числе продуктов питания на 1 млрд. А согласно данным Государственной таможенной службы Украины, в 2023-м страна импортировала товаров из Польши на 6,6 млрд. Учитывая, что украинские таможенники оформляют по правилам примерно половину идущего в страну импорта, а вторую пропускают за взятки без «бюрократических проволочек», все сходится.

Однако помимо прекращения поступления в Польшу украинской сельхозпродукции польские фермеры требовали отказаться от зеленого курса, навязываемого Брюсселем. Он предусматривает резкое уменьшение использования удобрений и сокращение выбросов «вредных природе газов», что означает автоматическое сокращение поголовья коров и свиней, которые, как утверждает европейская передовая научная мысль, угрожают вызвать глобальное потепление.

И вот польские фермеры, окрыленные своим успехом, достигнутым на границе, решили добиться от властей и других уступок, двинувшись в Варшаве маршем по направлению к зданиям польского правительства и парламента — Сейма. Возле них протестующие, к которым примкнули шахтеры (тоже не вписавшиеся в светлое экологическое будущее), начали жечь покрышки, кидать камнями в полицию и попытались зайти в здание парламента.

Казалось бы, все как во время Майдана 2014 года в Киеве, который польские власти горячо поддерживали, им оставалось лишь наслаждаться народным волеизъявлением. Однако протестующие натолкнулись на стену непонимания: полицейские принялись поливать фермеров слезоточивым газом и избивать дубинками. Можно было бы предположить, что стражи порядка так действовали в рамках самообороны, но нет, видео с места событий свидетельствует об обратном: видеокамера зафиксировала, как польские полицейские толпой набрасываются на спокойно стоящих с польским флагами в руках людей. А министр внутренних дел Польши Марчин Кервински отчитался о задержании двух десятков «провокаторов», по всей видимости из числа избитых полицией. Эти вопиющие нарушения прав протестующих почему-то не осудили ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, и даже заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд не прилетела кормить с рук бунтующих фермеров.

Лидер профсоюза польских фермеров Томаш Обшански заявил, что фермерам не понравилось, что их избили, и пригрозил блокадой всей страны. Обеим сторонам конфликта понятно: блокада транзита украинской сельхозпродукции (запрет на импорт в Польшу украинской пшеницы, семян подсолнечника и рапса был введен еще прошлым польским правительством) не решит проблем местных аграриев.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН заявила, что в феврале 2024 года мировые цены на продовольственные товары упали на 10,5% в годовом выражении. А цены на зерновые товары за год рухнули на 22,4%. При этом затраты фермеров на топливо, удобрения и сельхозтехнику в лучшем случае остались на прежнем уровне.

В таких условиях ради поддержки собственных фермеров польскому правительству необходимо не только перекрыть украинский транзит зерна (которое в дальнейшем конкурирует с польским на европейском и мировом рынках), но и полностью отказаться от удавки «экологических» ограничений и найти немалые субсидии для отечественных сельхозработников.

А Дональд Туск, который страшно гордится своей «проевропейской» репутацией, не хочет огорчать Брюссель отказом от зеленого курса и унижаться, прося новые субсидии. Он прекрасно понимает, что в европейских столицах первого сорта аналогичные проблемы с собственными фермерами и в этот момент как-то даже невежливо напоминать о своих финансовых трудностях. А вот если разогнать фермерский протест силой, то, возможно, затем проблема как-то сама собой рассосется: глядишь, вновь поднимутся цены на зерно, а может быть, все фермеры станут программистами.