Все началось с новости, что Amazon откажется от своей системы Just Walk Out в магазинах самообслуживания Fresh Grocery. Механизм системы заключался в том, что благодаря массиву камер, датчиков и генеративному искусственному интеллекту посетитель мог просто отсканировать карту на входе в магазин, после чего набрать необходимые ему товары и спокойно уйти. Определение состава корзины и дальнейшую оплату брала на себя автоматика, списывая со счета покупателя соответствующую сумму. В теории.
На практике же попытка Amazon встроиться в офлайновый сегмент ретейла приносит компании в основном проблемы. В марте 2022 года он был вынужден закрыть свои офлайновые магазины Amazon Books, Amazon 4-Star и Amazon Pop Up в США и в Великобритании. В прошлом году были закрыты магазины одежды Amazon Style.
С технологией, «основанной на машинном зрении и генеративном искусственном интеллекте», во Fresh Grocery тоже получилось не очень. Технологический блог Engadget и другие специализированные порталы сообщают без ссылок на конкретный источник, что за спиной роботов на самом деле стоят порядка тысячи сотрудников из Индии. Они по камерам определяют, что именно тот или иной покупатель положил в корзину, для того чтобы потом выписать счет. И даже с учетом этого установка и обслуживание необходимого для Just Walk Out оборудования обходились Amazon слишком дорого.
Если принять это как факт, то причина трудностей Amazon с масштабируемостью и эффективностью бизнеса, использующего столь «продвинутые» технологии, становится понятной. Напомним, еще в феврале прошлого года гендиректор Amazon Энди Джесси признал, что формулу успеха своего ретейл-сегмента в Amazon пока не нашли и расширение сети приостанавливают. Как оказалось, покупателям не слишком нравится ситуация, когда, чтобы отовариться в магазине, им нужно иметь соответствующее приложение. Поэтому популярность магазинов оказалась ниже ожидаемой.
Там, где в обычном магазине нужны два-три человека за кассой, в «бесконтактном» за камерами наблюдает сразу большое число индийцев. Причем гарантии качественной работы Just Walk Out не давала. Покупатели периодически жаловались на то, что чеки с перечислением оплаченных товаров, могли прийти с большой задержкой и содержать совершенно иные позиции, нежели они реально приобрели. Попытка продать технологию другим компаниям успехом тоже не увенчалась. Коллаборации со Starbucks в нескольких торговых точках серьезным успехом не назовешь.
Отдельным пунктом идет тот факт, что весь массив камер и датчиков в магазине для идентификации пользователей собирает биометрию. За это Amazon уже заработал коллективный иск от покупателей. Суть иска в том, что компания нарушила законодательство и не предупреждала клиентов об использовании их биометрических данных в магазинах Go (супермаркеты без кассиров) в Нью-Йорке. В 2021 году в Нью-Йорке вступил в силу закон, обязывающий организации информировать своих пользователей об использовании биометрии. Компании должны размещать заметные таблички или вывески с информацией об этом, что Amazon сделал только через год.
Вместо Just Walk Out в офлайн-магазинах Amazon Fresh теперь будут умные тележки Dash cart. Гаджет оснащен сенсорным экраном и программно-аппаратным комплексом, по меткам определяющим, что именно положили в корзину. Этот вариант пусть и менее удобен для посетителей, но хотя бы целой когорты индийцев для своей работы не требует.