«Это абсолютно бескомпромиссный дом, — говорит Олег Шапиро, руководитель архитектурного бюро Wowhouse, спроектировавшего Театр Камала. — Обычно у архитектора есть много идей, но имеется еще и заказчик. Так вот, в данном проекте заказчик амбициями не уступал архитектору. Мы гордимся, что построенное здание в итоге оказалось очень похоже на эскизы». Правительство Татарстана — заказчик нового здания театра — не стало упрощать и удешевлять проект, предложенный Wowhouse и известным японским архитектором Кенго Кума, а постаралось реализовать его во всей сложности. Это сооружение должно стать не только домом для национального театра, но и лицом Казани.
Театр Камала получился очень сложным и крайне необычным. Это не просто несколько сцен под одной крышей, а новое общественное пространство — туда вправе зайти любой горожанин. В огромном вестибюле площадью 3000 квадратных метров все время будет что-то происходить: выставки, показы, читки пьес. Из общего пространства можно выбраться на набережную или подняться на смотровую площадку на крыше. Новая типология здания и его необычный внешний вид дают надежду, что театр станет инструментом трансформации городской территории вокруг него.
Японский проект для Казани
Конкурс на лучший проект Театра Камала, объявленный в 2021 году, стал одним из наиболее значимых для российского архитектурного рынка за последние пять лет. Организаторы получили более 500 заявок на участие из 25 стран. В число финалистов, предложивших в итоге свои проекты, вошли признанные звезды мировой архитектуры, такие как бюро Захи Хадид и австрийские деконструктивисты Coop Himmelb(l)au. На финише фаворитами считались два проекта: консорциумы с участием известного японского архитектора Кенго Кума и англичанина Асифа Хана. Борьба шла до последней минуты. «Мы провели десятки конкурсов, но выбор проекта для Театра Камала был самым сложным и эмоциональным», — рассказывает оператор конкурса, генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский. Итоговое голосование длилось более 12 часов. Каждый член жюри оценивал концепции по множеству параметров, результат пересчитывали несколько раз. С перевесом в один голос победил проект консорциума Кенго Кума, куда входили российская архитектурная компания Wowhaus, немецкое конструкторское бюро Вернера Зобека и казанский архитектор Герман Бакулин.
В проекте-победителе членов жюри подкупили два момента. Первый — чрезвычайно яркий, даже агрессивный образ дома: ледяной цветок. «В Казани настоящая зима, и на озере Кабан иногда образуются ледяные цветы. Я не знаю ни одного человека, который сам бы их видел, но такой миф есть, и все в это верят, — расшифровывает образ здания Олег Шапиро. — Еще было Казанское ханство, это часть истории большой России. И татары в ней очень целеустремленная нация. Нас много раз упрекали, что фасад слишком агрессивный. Но нам кажется, что в самый раз». Архитектура отсылает и к старому зданию театра — модернистскому сооружению 1980-х годов с мощной треугольной конструкцией наверху.
Второй момент — архитекторы консорциума очень глубоко погрузились в жизнь этого театра и смогли учесть все пожелания и мечты труппы.
Театр оппозиций
По замыслу Кенго Кума и Олега Шапиро, все в проекте должно было строиться на оппозициях. Первое противопоставление — холодный, динамичный, острый экстерьер и теплый интерьер. Этот прием достаточно редок: обычно внутреннее убранство стараются гармонизировать с фасадом. В последние годы говорить об архитектурном стиле стало дурным тоном, но новый Театр Камала можно, наверное, отнести к деконструктивизму: очень сложная форма, острые углы, многочисленные изломы. В итоге получился суровый, агрессивный, ледяной фасад, а внутри теплые интерьеры в национальном стиле. Интерьерные элементы очень сложные и крупные — до 30 метров длиной и 12 метров высотой.
Вторая оппозиция — традиции и инновационность. Поскольку это национальный театр, в интерьере использованы татарские орнаменты. Но это современная интерпретация национального, а не гербарий традиций. «Мы постарались перевести татарскую традицию в сегодняшний архитектурный словарь», — говорит Кенго Кума. При этом в здании очень много технических новшеств в области механики, света, звука. Установлена самая продвинутая машинерия: сцены опускаются и поднимаются. В одном из залов можно проводить дневные спектакли с видом на озеро Кабан, а можно трансформировать его в закрытую «черную коробку».
Третье важное противопоставление — сакральность и открытость. С одной стороны, это залы, куда можно пройти только по билету и где происходит некоторая мистерия. С другой — открытое городское общественное пространство, куда любой горожанин может зайти, чтобы принять участие в каких-то активностях. Открытость театра городу, проницаемость пространства — это принципиальная позиция.
Сверхбыстрая стройка
Итоги конкурса были подведены 14 февраля 2022 года. Через несколько дней началась СВО, и властям Казани, очевидно, стало не до театра. Решение о начале проектирования было принято только в конце года. В течение нескольких месяцев японские архитекторы трудились вместе с российскими, несмотря на введенные ограничения. Но после принятия очередного пакета санкций иностранным архитекторам, работавшим в РФ, стало грозить уголовное преследование, и они были вынуждены отказаться от сотрудничества. Всю планировку, технологии, приспособления придумывало бюро Wowhaus, стараясь удержать заложенное японцами видение.
Одна из особенностей проекта — невероятно короткие сроки реализации. Сложнейшее здание было спроектировано за полгода и построено за полтора. Крайне жесткий график объяснялся просто: предполагалось, что в ноябре 2024 года в новом здании пройдет саммит БРИКС. В итоге ко времени проведения мероприятия театр был построен и частично отделан, иностранцев возили туда на экскурсию, но принимать высоких гостей все-таки решили в другом месте.
Дополнительным вызовом стала работа в условиях санкций. «Мы начинали проектировать в открытом мире и примерно знали, откуда что можно привезти. После того как границы закрылись, возникло ощущение, что все необходимое осталось за рубежом. К счастью, это оказалось не так. Выяснилось, что многое есть и в России. Например, у нас изготавливают стекла с теплоотражающей поверхностью размером до семи метров — правда, для проекта потребовался, наверное, его годовой объем. Когда мы работали над объектом в парке Горького, такого стекла было уже не достать, — рассказывает Олег Шапиро. — Другое открытие: в Новосибирске есть высокотехнологичная компания, которая делает замечательные несущие конструкции. У них имеется свое бюро и небольшое, но идеальное производство. Они делали часть “Зарядья”, строили аэропорты».
Обратная сторона сверхбыстрого строительства — рост себестоимости. На этапе конкурса цена сооружения, по грубым прикидкам, должна была составить около 8 млрд рублей. В начале проектирования объем инвестиций оценивался уже в 13 млрд, а к окончанию строительства — в 29 млрд. Сейчас продолжаются расчеты Госэкспертизы, которая окончательно определит цену и величину выплат подрядчикам. Здание оказалось гораздо дороже, несмотря на строгий контроль со стороны правительства Татарстана: на объекте каждую неделю проходило заседание сокращенного Совета министров республики, занимавшегося в том числе и утверждением справедливых цен на работы, материалы и оборудование.
И дело тут не только в инфляции. Во-первых, в процессе проектирования по заданию заказчика здание увеличилось чуть ли не вдвое — до 60 тыс. квадратных метров. Получившийся многофункциональный комплекс с четырьмя оригинальными залами позволит сформировать полноценный театр: здесь есть как драматическая труппа, так и танцевальная, а еще оркестр. Во-вторых, стоимость сильно выросла из-за санкций: европейское театральное оборудование, не имеющее аналогов, пришлось месяцами везти через третьи страны.
Но главный фактор удорожания — амбиции заказчика. Власти Татарстана не соглашались на упрощение объекта (например, можно было укоротить консоли, удешевить отделку и т. д.), хотя такая судьба уготована большинству сложных проектов. В итоге готовое здание оказалось очень похоже на первоначальные эскизы, что большая редкость. Одно из немногих упрощений — сокращение эксплуатируемой кровли, которая станет общественной смотровой площадкой. Кровля была запланирована огромной, 3000 квадратных метров, и казанские чиновники резонно решили, что зимой чистить ее от снега будет слишком сложно.
Театр как способ трансформации города
Урбанисты и чиновники любят говорить о стратегиях и комплексном развитии, но по факту изменения обычно эклектичны, проекты мало связаны друг с другом. Казань — редчайший пример города, в котором проекты все-таки дают синергию. Например, после запуска столичного аэроэкспресса во многих мегаполисах страны стали ходить электрички до аэропортов. Но дальнейшая их судьба была плачевна: низкий пассажиропоток аэропортов не мог обеспечить загрузку поездов, в ответ на это власти увеличивали интервал движения, люди не хотели часами ждать электричку, и это еще больше снижало спрос. В Казани нашли выход: построили рядом с аэропортом огромный выставочный центр «Экспо», и его посетители обеспечили необходимый поток. Кроме того, экспресс делает ряд остановок, которыми могут воспользоваться жители строящихся микрорайонов.
Новый Театр Камала тоже задумывался не как одиночное здание, а как попытка получить синергический эффект, выдержать некую стратегическую линию. Он построен на улице Хади Такташ, которая стала известна благодаря сериалу «Слово пацана». Это хоть и не периферия, но непрестижная дальняя часть центра. «Не нужно бояться, что сейчас район не соответствует театру: театр подтянет сопутствующие функции», — говорит руководитель архитектурного бюро Miriada Group Илья Потапов. Новое здание станет катализатором изменения территории. Район уже пришел в движение: снесены незаконные гаражи, на их месте появился парк. Изменена транспортная схема. На следующем этапе будут преображаться находящиеся рядом промышленные здания.
Важна и ось развития. Семь лет назад по проекту китайского бюро Turensсape в западной части озера Кабан была построена, возможно, лучшая набережная в России. Возведение театра позволило доделать набережную, улучшив таким образом общественное пространство.
В перспективе вокруг нового здания может сформироваться локальный субцентр, который сможет снять часть напряжения с исторического центра города. Это важно, потому что Казань за последнее десятилетие неожиданно для многих превратилась в мощный туристический центр: турпоток вырос более чем в два раза, хотя здесь нет привычных аттракторов вроде моря или гор. В татарстанской столице магнитом для приезжающих удалось сделать городскую среду, и новый амбициозный Театр Камала станет еще одним центром притяжения туристов — так же как необычный Музей Гугенхайма, созданный по проекту Фрэнка Гери в Бильбао, стал визиткой города, резко усилившей турпоток. В ближайшее время в Казани должно начаться строительство еще одного очень смелого здания — мечети по проекту столичного архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры»: огромная белая полусфера, окруженная черным кубом, обещает стать настоящим событием. Претензии Казани на звание архитектурной столицы России все серьезней.