В этой истории странно многое. Осенью прошлого года Москомархитектура объявила конкурс на разработку архитектурной концепции обновленного цирка. В условиях было четко сказано, что в здании пройдет реконструкция. Но в начале февраля этого года в телеграм-канале Сергея Собянина вдруг были приведены два весьма странных рендера нового цирка: цветастое здание в виде шатра и большой вспомогательный корпус. Термин «реконструкция» по-прежнему звучит, но по факту предполагается снести старое здание и построить два новых. «Я сначала считал, что, если это реконструкция, это неплохо. Но оказалось, что там просто снесут цирк и на его месте построят какое-то чудовище в три раза больше. Здание нельзя строить в том виде, в каком оно сейчас», — говорит столичный архитектор Николай Лютомский.
Другой странный момент: итоги конкурса официально так и не были подведены, победитель неизвестен. Совершенно непонятно и чей проект опубликовал столичный мэр. На сайте Института Генплана, который был оператором конкурса, сказано, что проектированием займется столичное бюро Apex. Оно известно тем, что часто профессионально адаптирует и сопровождает проекты иностранных архитекторов. Само бюро пока отказывается признавать авторство данного проекта и скрывает степень своего участия. В общем, какой-то детектив: автор проекта неизвестен, от него все открещиваются.
Опубликованные рендеры проекта тоже удивляют: слишком цветасто, нарядно, аляповато — и совсем неуместно среди ансамбля спокойной сталинской неоклассической застройки района около метро «Университет» и рядом с главным зданием МГУ. Возможно, где-то на периферии города такой цирковой-игровой проект после доработки и мог бы быть реализован, но он не должен разрывать сложившийся городской ландшафт. В том виде, как он опубликован, проект не выглядит и профессиональной работой: он не в масштабе, с гипертрофированными деталями, его практически невозможно построить. С учетом того, что авторы неизвестны, это похоже на продукт работы искусственного интеллекта.
Вызывает недоумение и сам факт сноса существующего цирка. Здание архитекторов Якова Белопольского и Ефима Вулыха еще весьма свежее: оно было возведено в 1971 году. Это один из крупнейших в мире цирков и признанный удачный образец советского модернизма. Оно оригинально по задумке и морально совершенно не устарело. Цирк и сегодня выглядит эффектно: огромная складчатая крыша, кажется, опирается только на сплошное кольцо стеклянных стен. Купол над ареной и зрительным залом держится за счет сложнейшей системы консолей. Практика сноса требующих ремонта, но еще очень крепких выдающихся зданий советского периода порочна по многим причинам. Это не только неуважительно по отношению к собственной истории, но и неэкономично (на эти деньги можно построить новый цирк в другом месте) и неэкологично, потому что создаст огромное количество строительного мусора.
Однако практика сноса памятников эпохи модернизма, похоже, набирает обороты. Осенью прошлого года было принято решение снести здание СЭВа на Новом Арбате. В феврале появились первые варианты концепции застройки этого места. Девелопер проекта «Киевская площадь» планирует создать мощный кластер общей площадью более 600 тыс. кв. м с небоскребом высотой свыше 350 м. В нем будут жилье, офисы и торговые площади. Плотность застройки, как и в случае с цирком, вырастет в несколько раз. Сейчас «Киевская площадь» заканчивает строительство спорткомплекса «Олимпийский»; этот проект тоже начинался как реконструкция, но обернулся стройкой со сносом.
Цирк на проспекте Вернадского уже реконструировали в 2013 году, и тогда было потрачено 600 млн рублей. Но столичное правительство подготовилось к постройке нового цирка: в адресной инвестиционной программе Москвы на 2024–2027 годы на реконструкцию цирка выделено 12,4 млрд рублей.
Интересно, что стилистически проект нового цирка совсем не похож на то, что сегодня строится в Москве. Он не соответствует архитектурным вкусам ни Сергея Собянина, ни главного архитектора города Сергея Кузнецова, насколько мы можем о них судить по столичным постройкам. Известно, что за проектом стоят братья Аскольд и Эдгар Запашные (последний — генеральный директор Большого московского цирка на проспекте Вернадского), которые, по слухам, уже утвердили свой проект в высших кремлевских кабинетах. Ни Собянин, ни Кузнецов никак не высказывались по поводу цирка, несмотря на общественный резонанс. Был лишь запущен антикризисный опрос на сайте «Активный гражданин» с двумя вопросами: «Нужен ли Москве новый цирк?» и «Где он должен размещаться — на старом месте или на новом?». Можно предположить, что результаты опроса станут для властей еще одним аргументом в пользу сноса старого цирка.