USAID, который лопнул

Елена Горбачева
специальный корреспондент «Монокль»
17 февраля 2025, 06:00
№8

Почему новый президент США начал громить самую масштабную организацию по распространению американского влияния в мире

AP PHOTO/MANUEL BALCE CENETA
Официальный лозунг агентства читался как «Помощь от американского народа»
Читайте Monocle.ru в

Когда стало известно, что Дональд Трамп позовет предпринимателя Илона Маска возглавить Департамент оценки государственной эффективности, созданный специально под него, по кулуарам пробежали ироничные смешки. Мол, никаких реальных полномочий у Маска не будет, да и название какое-то «мемное»: аббревиатура на английском — DOGE (Department of Government Efficiency), отсыл к криптовалюте dogecoin, созданной в честь интернет-звезды, собачки сиба-ину по имени Кабосу. Маск тот еще шутник, и сатирической криптовалюте он очень симпатизировал.

Многие прогнозировали, что Конгресс, Сенат и проигравшая, но не капитулировавшая Демпартия не позволят просто так развалить институты американской демократии. А ведь Маск вполне честно анонсировал «крайне трагичные, но и крайне развлекательные» разбирательства.

Первым делом эксцентричный миллиардер принялся громить USAID, одну из самых мощных структур по продвижению американского влияния по всему миру. Формально USAID закрыто на 90 дней для аудита, но в его офисах в странах СНГ уже снимают вывески и пакуют чемоданы.

Что такое USAID

Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) формально подотчетно Госдепу США, а также президенту и Совету по национальной безопасности, на деле же с 1998 года это независимое агентство. Оно оказывает содействие зарубежным странам в их развитии: название и логотип читаются, как «помощь из Америки», «от американского народа». По сути же является прямым оператором американских политических интересов в каждой конкретной стране или регионе.

Масштабы вмешательства в дела зарубежных стран оказались поистине циклопическими. Проще будет перечислить, где USAID не потопталось. Поддержка правозащитных НПО? До нескольких сотен в отдельно взятых странах, десятки тысяч по всему миру. Распространение американских культурных ценностей? Ассортимент широк: от шоу «Улица Сезам» в Ираке до трансгендерных опер и комиксов в Латинской Америке. К слову, ЛГБТ*-повестки в последние годы в активе проектов USAID было особенно много.

Что еще? Да, собственно говоря, почти все: в той же несчастной Украине, к примеру, не было детской библиотеки, чьи пластиковые, только вставленные окна или новенькие книжные стеллажи не были бы украшены узнаваемым логотипом с крепким американским рукопожатием.

Собственно, на российские просторы и территории стран СНГ агентство начало выходить сразу после развала СССР, в 1992 году, до этого оно работало в странах Восточной Европы, окормляло переход от коммунизма к капитализму. Нам американцы помогали проводить либеральные реформы — не только советом, но и финансами, а также привозили гуманитарную помощь. Всего же с 1992 по 2012 год USAID потратило на работу в России более 2,7 млрд долларов.

Независимая журналистика

Особенно «трагичным, но крайне развлекательным» процессом, который обещал Илон Маск, стало наблюдение за тем, как по всему миру лопаются слетевшие с финансового довольствия USAID многочисленные «независимые» массмедиа. Оказалось, вся эта независимость долгие годы оплачивалась непосредственно из американского бюджета. Минимум шесть белорусских оппозиционных СМИ (не считая россыпи, прихлопнутой ранее правительством Лукашенко), более 90% медиа на Украине, польские Oko.press и Wyborcza, куча среднеазиатских новостных сайтов и, конечно же, русскоязычные «Дождь»*, Meduza* и другие яркие оппозиционные «независимые» медиа — всего, по данным Wikileaks, за 2023 год USAID сотрудничало с 4291 СМИ и обучило более 9000 журналистов. Заодно с довольствия (не по линии USAID, а потому что те тратили слишком много бюджетных средств в интересах Демпартии) показательно сняли американские издания Politico и New York Times, а на сайте новостного агентства Associated Press вдруг появилась кнопочка «поддержать донатами».

Не то что бы это было для кого-то сюрпризом: удивились, пожалуй, только грантополучатели из числа уехавших из России — оказывается, все это время они работали на зависимые медиа, а пропаганда Кремля относительно иностранного вмешательства в работу СМИ и институтов гражданского общества как минимум с 2012 года, когда российские власти запретили USAID работать у нас, внезапно — для этой части российского оппозиционного сообщества — оказалась никакой не пропагандой.

Наверное, никто не сделал для убийства репутации массмедиа больше, чем это сделало американское агентство, причем под видом помощи и демократического развития.

Чем USAID занимался у нас и у соседей

Впрочем, и Россия от «помощи американского народа», было дело, не отказывалась. Как и везде, USAID обещало способствовать инклюзивному экономическому росту, улучшать образование и здравоохранение, поддерживать местные демократические процессы, укреплять гражданское общество и решать трансграничные проблемы, включая, например, нехватку воды и застарелые этнические конфликты.

К 2010 году в нашей стране действовали тысячи НКО, которые совершенно открыто работали в сфере госуправления, охраны здоровья, городского планирования и создания комфортной среды, демократии и развития местного самоуправления. Через USAID американцы могли влиять практически на все мало-мальски значимые проекты и системы управления в нашей стране, а отдельные представители американского истеблишмента открыто признавались, что даже российская Конституция была написана под диктовку нужных людей.

Что еще реализовало в России USAID, кроме текста первой Конституции? Пресловутая реформа энергетического сектора в России (привет, Чубайс!), реорганизация российской судебной системы, поправки в Земельный и Налоговый кодексы… USAID внесло решающий вклад в разработку нескольких десятков законов в конце 1990-х, для того чтобы перевести жилищный сектор на рыночные рельсы и создать «конкурентное» частное обслуживание жилых зданий, а в начале 2000-х способствовало формированию механизма микрофинансирования для организаций.

Эмиссары США обязательно вернутся, а в их руках будет куда более привлекательная программа покупки лояльности, чем протухшая радужная повестка и «демократические институты»

Кроме того, USAID пыталось реструктурировать угольную промышленность, поскольку та «слишком централизованная» и подчиняется государственной системе: угольная монополия должна была быть разрушена, шахты нужно было приватизировать и установить новые отношения и соглашения между руководством и трудовым коллективом. Ах да, к раздаче ваучеров USAID тоже руку приложило, назвав позже проект «успешным, хотя и нерентабельным».

Были, конечно, у USAID и полезные проекты — например, создание условий для трудоустройства инвалидов или помощь в борьбе с ВИЧ и туберкулезом, хотя таким образом, как считают критики, сотрудники агентства получали доступ в тюрьмы и к системе здравоохранения, а также к базам личных данных.

Но особенно активно сотрудники USAID лезли в общественную и политическую сферу, занимались «прозрачными выборами», поддерживали независимые и как по заказу оппозиционные СМИ и организации. Среди них «Голос»*, «Мемориал»*, «Агора»* и множество других, позже получивших обвинение в работе на интересы другой страны. Однако в постсоветской России никому и в голову не приходило обвинять USAID во вмешательстве в суверенные дела страны, ведь многие влиятельные лидеры общественного мнения, политики и чиновники тогда и сами смотрели в сторону Вашингтона.

Реальная помощь в обмен на реальные рычаги

Почему же страны, включая и нашу, открывали двери перед зарубежными эмиссарами так широко и совершенно добровольно? USAID приходило в целевые страны не с пустыми руками, а с миллиардами долларов, столь нужных ослабленным экономикам.

Вот в 2012 году USAID построило в Таджикистане новую систему солнечных водонагревателей для местной школы. И 57 систем водоснабжения, которые обеспечили чистой водой более чем 190 тыс. человек. Кто бы отказался? Вот USAID везет в тот же Таджикистан школьные учебники и оплачивает программы для подготовки учителей, а вот помогает бороться с сексуальным и трудовым рабством в Казахстане. Бесплатная вакцинация, помощь в развитии сельского хозяйства, защита тропических лесов, борьба с голодом и многое, многое другое: влияние на политику суверенных стран для реализации американских национальных интересов было обернуто в красивую и финансово привлекательную обертку.

Такая цена до поры до времени устраивала, а тот факт, что через USAID действовали агенты ЦРУ, как минимум собирая информацию в чувствительных отраслях, было секретом Полишинеля. Когда результаты работы USAID начали воплощаться в виде революций (в Сербии в 2000-м, в Грузии — в 2003-м, на Украине — в 2004-м и 2013-м и так далее), национальные элиты наконец обеспокоились своей безопасностью.

В 2012 году USAID «попросили» на выход из России. По мнению властей, Агентство вмешивалось во внутреннюю политику и пыталось влиять на общественные процессы в стране. К слову, и после формального изгнания из нашей страны USAID работу не прекратило. Просто для понимания: по недавним данным ныне реорганизуемого агентства, на 2025‒2026 годы USAID Moscow намеревалась реализовать более 11 программ, на что было выделено свыше 62,6 млн долларов. В их числе — программы развития местного самоуправления на Кавказе и привычная поддержка «независимой» прессы.

Когда информация о том, что на средства USAID организовывались цветные революции в Евразии, запускались программы принудительной стерилизации в Узбекистане, готовились программы замещающей миграции, в том числе для России, и даже поддерживались боевики ХАМАС и главари террористической «Аль-Каиды»*, была обнародована публично, причем из США, — скандала не случилось. Когда Маск опубликовал пост, в котором обвинял USAID в финансировании COVID и биологического оружия, никто даже не удивился. Да, конечно, во всем, оказывается, виновато всемогущее USAID — быть может, даже в убийстве собственного создателя Джона Кеннеди?

Почему Трамп ополчился на USAID

И вот эту организацию, опутавшую весь мир, словно спрут, сетью цепких щупалец, способную свергать режимы и переформатировать общественно-политическое пространство — Украина тому ярчайший пример, — трамписты вдруг решили закрыть?

У ликвидации USAID в его нынешнем виде лишь две причины. Одна из них — непомерные финансовые расходы. Претензии к агентству по части его эффективности копились, надо сказать, десятилетиями, Трамп ведь далеко не первый президент Соединенных Штатов, который попытался выяснить, куда именно идут средства американских налогоплательщиков. Администрация бывшего президента США Джо Байдена тратила деньги «как пьяные матросы» — примерно так описала происходящее, в том числе в USAID, новый пресс-секретарь Белого дома Каролина Ливитт. В 2023 году агентство потратило на свои проекты более 38 млрд долларов. Не слишком-то много, если посмотреть на другие госрасходы США: менее 1% бюджета. Однако очевидно, что на фоне растущего госдолга никакой America great again с нерациональными тратами не получится. К тому же за USAID закрепилась не слишком хорошая репутация: во многих странах его начали воспринимать как угрозу национальной безопасности, притом небезосновательно.

Но казнокрадство и распилы лишь верхушка айсберга. В последние годы USAID стало слишком независимым и, по сути, работало на интересы глобалистов, а не США, что в какой-то момент привело к утрате контроля. Аналитик Дж. Майкл Уоллер, автор книги «Большая разведка: Как ЦРУ и ФБР превратились из героев холодной войны в злодеев глубинного государства», писал, что USAID — это не прикрытие для ЦРУ: это гораздо хуже. По его словам, USAID стало самодостаточным неподотчетным агентством тайных операций и проводило операции без разрешения президента, как того требует закон.

Пользуясь возможностью не отчитываться досконально о финансовых расходах, USAID, вместо того чтобы формировать в целевых странах пул лояльных элит, действующих в американских интересах, начало «пилить» нескромные бюджеты, тратя их на пропаганду ЛГБТ и прочей «новой этики», что начало вызывать в этих государствах отвращение. Наглость, с которой действовали агенты USAID в последнее время, как бесцеремонно они коррумпировали национальные элиты, раздражало даже вполне лояльные США национальные правительства. Если Дональду Трампу нужна сильная и великая Америка, с такой службой ему точно не по пути.

Фактически сейчас новая американская администрация проводит аудит и «режет косты»: часть сотрудников уволят, конечно, а затем наберут новых, более эффективных и лояльных нынешнему президенту, с горящими глазами, работающих по принципу America first. Не стоит расслабляться: эмиссары обязательно вернутся, а в их руках, помимо теперь уже рационально расходуемых долларов, будет куда более привлекательная и рациональная программа покупки лояльности, чем протухшая радужная повестка и политизированные донельзя права человека и «демократические институты».

* Упомянутые в статье организации и движения «Аль-Каида» и ЛГБТ признаны в России террористическими и экстремистскими соответственно и запрещены решением Верховного суда. Организации «Голос», «Мемориал», «Агора» признаны иноагентами, ликвидированы по решению российских судов. Телеканал «Дождь» и издание Meduza признаны Генеральной прокуратурой России нежелательными организациями и СМИ-иноагентами как представляющие угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.