Дураки и алмазы

11 декабря 2023, 00:00
Российские алмазы будут становиться бриллиантами не в Европе, а в Индии

Страны G7 (Германия, Великобритания, Италия, Канада, США, Франция и Япония) договорились о запрете импорта из России алмазов и продуктов их обработки. На первом этапе, с января 2024 года, под запрет должны попасть алмазы прямой поставки, а с марта того же года — прошедшие обработку в третьих странах. К сентябрю будущего года G7 надеется получить механизм проверки и сертификации необработанных алмазов.

Еще в марте прошлого года, вскоре после начала СВО, запрет на импорт российских алмазов был введен в США, а в мае текущего года к эмбарго на поставки из России камней — наряду с медью, никелем и алюминием — присоединилась Великобритания. Но главный наш экспортный рынок — континентальной Европы — оставался открытым. Камни из России сияют в «короне» европейской алмазной столицы, бельгийском Антверпене, исторически крупнейшем международном хабе алмазной торговли. В довоенном 2021 году российское происхождение имели до четверти всех алмазов, проходивших через Антверпен, и в деньгах они оценивались в 1,8 млрд долларов. Бельгийцы полтора года отбивались от наскоков англосаксов на российские алмазы, добиваясь их исключения из пакетов антироссийских санкций. Но их додавили. Месяц назад эмбарго на поставки русских алмазов в ЕС согласовала Еврокомиссия, а теперь к нему присоединились все страны «Большой семерки».

На Россию, по данным алмазодобывающей компании «Алроса» (66% акций принадлежит федеральным и региональным властям), приходится 32,8% мировой добычи алмазов. Зарубежные источники оценивают долю России на мировом рынке алмазов в 29% по массе (в каратах) и в чуть выше 25% — по стоимости продаж. Практически вся отечественная алмазодобыча сосредоточена в руках «Алросы».

Нельзя сказать, что введенные ограничения совсем не повлияют на деятельность «Алросы» и на будущее отечественной алмазной отрасли вообще. Но и критическими они не станут.

Да, в «довоенном» состоянии до 50% мирового рынка бриллиантов (продуктов огранки алмазов), по данным Rough & Polished, приходилось на Северную Америку и 7% — на Европу. Но уже тогда было заметно возрастающее значение рынков Китая (21% мировых продаж бриллиантов в 2021 году), Индии (10%) и других развивающихся стран. Сейчас перекос в сторону незападных рынков становится еще более явным: коллективному Западу на фоне целого вороха кризисных явлений в экономике и рекордной инфляции становится не до предметов роскоши, в то время как «южане» богатеют (подробнее о мировом рынке алмазов и бриллиантов см. статью «Небо вам в клеточку, а не в алмазах», «Эксперт» № 22 за 2023 год).

Кроме того, есть ряд важных технологических нюансов. Порядка 90% добываемых алмазов экспортируется из России в необработанном виде. При этом, как отмечают отраслевые эксперты, сейчас не существует технологии, которая позволяла бы полностью отследить происхождение всех алмазов. А ограненный бриллиант получает локальный сертификат по месту огранки и продается уже как местная продукция.

Крупнейшие центры огранки алмазов в 2021 году были сосредоточены в Индии (42% мирового импорта алмазов), Бельгии (27%) и ОАЭ (20%). Таким образом, можно полагать, что ограничения G7 приведут к повторению ситуации, сходной со сложившейся на рынке нефти.

То есть экспорт российских алмазов в таком случае уйдет из бельгийского Антверпена (39% нашего алмазного экспорта в 2021 году) в гранильные центры глобального Юга. «Алроса» при этом, подобно отечественным нефтяникам, рискует столкнуться с временными (на период перестройки торговых потоков) ценовыми дисконтами и снижением прибыли. Но в не слишком далекой перспективе последует возвращение к норме.

Не случайно на прошлой неделе Индия уже объявила о снятии с 15 декабря запрета на поставки алмазов из России. Это было техническое ограничение, нацеленное на предотвращение переизбытка камней и поддержание цен на алмазы. Теперь оно будет аннулировано.

А вот гранильные и ювелирные производства коллективного Запада рискуют найти себе множество приключений. Не так много алмазов вне России имеют нужное ювелирное качество. Это означает дефицит материала, его удорожание и в конечном счете покупку тех же российских алмазов как бриллиантов с индийскими и дубайскими сертификатами.