Сверхмощный двигатель готовят к серийному производству

11 декабря 2023, 00:00
Сверхтяжелые российские ракеты выведет на орбиту двигатель РД-171 МВ

В цехах НПО «Энергомаш» собран второй летный образец самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-171 МВ, предназначенного для пусков перспективных отечественных ракет среднего и сверхтяжелого классов с космодрома Восточный (отсюда и сочетание букв М и В: «модифицированный для Восточного»). О готовности первого образца сообщалось в июне нынешнего года, он прошел более двух десятков огневых тестов, в том числе на режимах крайних значений диапазона температуры и давления, что считается основанием для его допуска к летным экзаменам. Сейчас завершается сборка третьего образца. Далее в планах предприятия — межведомственные испытания и запуск серийного производства.

РД-171 МВ — потомок спроектированного для проекта «Энергия — Буран» легендарного РД-170, а также созданного по его образцу РД-171 М, на котором ранее летала ракета «Зенит». По сравнению с прежними версиями в РД-171 МВ увеличена на 5% тяга, создана новая система регулирования, а также применены некоторые технологические и конструктивные решения, отработанные в еще одном флагмане отечественного двигателестроения — РД-180, на котором летают американские ракеты серии «Атлас». В частности, реализованы дополнительные меры для защиты от возгорания.

По ключевым характеристикам РД-171 МВ превосходит все имеющиеся на сегодня аналоги. Его тяга составляет 800 тонн в вакууме и 740 тонн над уровнем моря. Для сравнения: двигатель Raptor, гордость SpaceX, развивает тягу всего в 230 тонн.

В качестве компонентов топлива в РД-171 МВ используются керосин и кислород. Этот двигатель стал в линейке «Энергомаша» первым, чью конструкцию параллельно с традиционными чертежами проектировали в «цифре». Изготовлен он полностью из отечественных компонентов и материалов.

По данным «Роскосмоса», первыми серийными образцами РД-171 МВ укомплектуют двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Союз-5», которую запустят в тестовый полет предположительно в 2024 году. Ее разрабатывают с 2015 года на смену снятой с производства ракете «Зенит», часть комплектующих для которой ранее поставлял «Южмаш» из Днепропетровска. «Союз-5» будет способен вывести на орбиту 17 тонн. Это, конечно, малая нагрузка для столь мощного мотора. Но, согласно планам, РД-171 МВ создается не столько для полутяжелых ракет (в них он, скорее, будет проходить обкатку), сколько для новой ракеты сверхтяжелого класса «Енисей», которая должна поступить в эксплуатацию после 2030 года. Она предназначена для полетов на Луну, будет способна вывести на орбиту до 115 тонн полезной нагрузки. Для «сверхтяжа» РД-171 МВ получит обновленную модификацию: время работы двигателя будет увеличено примерно на треть.

Предполагаемые объемы выпуска РД-171 МВ для ракеты «Союз-5» составляют три-четыре единицы в год.