«Тест на любовь»: женитьба времен пандемии

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
18 марта 2024, 00:00
№12

В МТМ — премьера мюзикла «Тест на любовь». Музыку написал Артем Пысь, постановщик — Марина Швыдкая

ПРЕСС-СЛУЖБА МТМ
Художественный руководитель Театра мюзикла — Михаил Швыдкой, генеральный продюсер — Давид Смелянский, генеральный директор — Александр Новиков
Читайте Monocle.ru в

Мюзикл «Тест на любовь» возвращает зрителей во времена пандемии, когда перед людьми вне зависимости от страны проживания стали возникать непредвиденные препятствия. Им оказались труднодоступны не только международные перелеты, но и встречи друг с другом, даже если живут поблизости. Обстоятельства жизни людей в то время, так внезапно закончившееся в 2022 году, и трагические, и абсурдные, не так часто становятся объектом вдохновения для драматургов и сценаристов. Их можно понять: пандемия оказалась всего лишь прелюдией к другому периоду в истории планеты, требующему куда более интенсивного осмысления. Пьеса Елены Киселевой со стихами Алексея Кортнева, которая легла в основу мюзикла «Тест на любовь», — исключение в этом ряду. Она напоминает нам о том, что иногда трудности могут быть надуманными и, чтобы их преодолеть, достаточно находчивости и решительности.

«Тест на любовь» — мюзикл с привычным романтическим сюжетом: мужчина и женщина двигаются навстречу друг другу, но на их пути то и дело возникают преграды, которые они успешно преодолевают. Но его герои необычные

Завязка сюжета такова: мужчина и женщина в масках знакомятся в ночном клубе. Судьба подталкивает их друг к другу. Вскоре выясняется, что под маской в обоих случаях скрывается располагающая внешность. Мужчина вызывается проводить женщину домой. Та на следующее утро должна улететь в Аргентину на соревнования по стрижке собак. Она грумер. Мужчина, он по роду занятий коуч, вызывается ее проводить. Перед расставанием он спрашивает у нее номер телефона, но не записывает его, а запоминает, а наутро спит беспробудным сном, и номер по пробуждении забывает. В памяти остается только имя и адрес. Но чтобы беспрепятственно передвигаться по городу, а тем более найти нужного ему человека, коучу приходится переквалифицироваться в курьера. Женщина не попадает в Аргентину, но не ведет себя пассивно и тоже становится курьером, только на добровольных началах. Это еще больше затрудняет коучу ее поиск.

«Тест на любовь» — мюзикл с привычным романтическим сюжетом: мужчина и женщина двигаются навстречу друг другу, но на их пути то и дело возникают преграды, которые они успешно преодолевают. Но его герои необычные. В нем обретают голос стюардессы, курьеры и инопланетяне. В качестве главного «злодея» выступает энтузиаст общественной деятельности пенсионер Кошкин — эту роль поочередно исполняют Ефим Шифрин и Максим Заусалин. Фамилия этого персонажа позволяет именовать место обитания основных героев мюзикла Кошкиным домом — с аллюзией на стихотворение Самуила Маршака. Дом еще один персонаж мюзикла. Сам Кошкин являет собой подобие Серафима Огурцова из «Карнавальной ночи», который тоже отвечал за дом — дом культуры, где и происходит действие фильма Эльдара Рязанова. Кошкин, как и Огурцов, глуп. Его глупости посвящен целый музыкальный номер, в котором рассказывается история похищения Кошкина инопланетянами, и это, надо признать, необычный сюжетный ход. Инопланетяне — редкие гости не только в отечественных мюзиклах, но и в мировых.

Создатели мюзикла «Тест на любовь» предприняли рискованный ход. Они не только обратились к историческому периоду, который многие пытаются вытеснить из своей памяти, но и вывели на сцену персонажей, коими населен современный мир. И несмотря на то, что их образы выписаны в соответствии с со всеми условностями общепринятой драматургии, они остаются узнаваемыми. Большинство из них стремятся, как и полагается героям мюзикла, оказаться в объятиях друг друга. В финале они образуют четыре влюбленные пары. Даже Кошкин, и тот оказывается небезнадежен как партнер для серьезных отношений. И он обретает свою судьбу. Философия пьесы Елены Киселевой — любите друг друга, «потому что любовь — это чудо».

Артем Пысь написал для спектакля обаятельную музыку. Не исключено, что ей удастся преодолеть предубеждения зрителей, связанные с пандемией, и переписать их воспоминания об этом отрезке исторического времени так, чтобы он помнился как период, когда было много поводов для любви.