Аэропорт Домодедово совершил посадку в госсобственность

23 июня 2025, 06:00
№26

Арбитражный суд Московской области 17 июня удовлетворил иск Генеральной прокуратуры РФ о передаче аэропорта Домодедово государству.

МИХАИЛ МЕТЦЕЛЬ/ТАСС
Домодедово не единственный актив, перешедший за последние несколько лет в собственность государства
Читайте Monocle.ru в

Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на участника процесса, который пожелал остаться неизвестным: «Удовлетворено [исковое заявление] полностью и приведено к исполнению». Сам процесс шел в закрытом режиме. 19 июня в ЕГРЮЛ были внесены изменения, согласно которым собственником 100% долей холдинговой компании, владеющей активами аэропорта, стало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Иск Генпрокуратуры РФ был подан в январе этого года. Она потребовала взыскать в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг». По мнению ведомства, контроль над стратегическим активом был в руках резидентов иностранных государств Дмитрия Каменщика и Валерия Когана.

ТАСС со ссылкой на иск Генпрокуратуры сообщает, что Каменщик и Коган в 2021–2023 годах вывели под видом погашения займов за рубеж 18 млрд рублей прибыли аэропорта, а под видом дивидендов — более 600 млн в 2022–2023 годах.

«Установив в нарушение Федерального закона № 57-ФЗ иностранный контроль над <…> стратегическими обществами, Каменщик Д. В. и Коган В. М. следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике. Для этого ими саботируются мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта, а выделяемые государством на эти цели бюджетные средства расходуются бесконтрольно, вследствие чего они похищаются», — цитирует агентство иск Генпрокуратуры РФ.

Отметим, что вывод прибыли предприятия его собственниками за границу, с тем чтобы впоследствии реинвестировать ее в него же, выдав предприятию заем и получая по нему проценты, — распространенная бизнес-схема, которую многие российские компании использовали до событий 2022 года, когда трансграничные операции стали фактически невозможными.

На первом, предварительном, заседании, состоявшемся в феврале, представитель истца подал ходатайство о переводе слушания по делу в закрытый режим, поскольку его материалы содержат информацию о системе безопасности Домодедово и сведения о «схемах вывода иностранными резидентами капитала за границу». Суд с этими аргументами согласился, несмотря на то что сторона ответчика настаивала на проведении открытого процесса.

В рамках процесса был также принят ряд обеспечительных мер, среди них запрет на выезд из страны Дмитрию Каменщику. Валерий Коган, имеющий израильское гражданство, в России уже давно не проживает. Каменщик пытается оспорить это решение. Как сообщается, очередное рассмотрение по его жалобе намечено на 25 июня.

Бизнес, связанный с аэропортом Домодедово, Дмитрий Каменщик основал в начале 1990-х. Сначала компания «Ист Лайн», где он был генеральным директором, арендовала самолеты для доставки в Россию различных товаров из-за рубежа. Дальше — больше: создание авиакомпании, открытие нескольких предприятий, связанных с аэропортовой деятельностью, и, наконец, приватизация того, что можно было приватизировать, и получение в аренду того, что законно не могло быть передано в частную собственность: взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и т. п. Произошедшая следом реконструкция, а по сути строительство новых зданий аэропортового комплекса на месте старых кардинально изменила аэропорт, сделав его главной аэрогаванью столичного региона. В нем базировалась вторая на тот момент по величие авиакомпания «Трансаэро», в Домодедово летали «Уральские авиалинии», «Сибирь» и ряд других компаний. Во многом росту популярности этого аэропорта у пассажиров способствовало наличие аэроэкспресса, ходившего по маршруту Павелецкий вокзал — Домодедово, что позволяло гарантированно в определенное время добраться до аэропорта. Это выгодно отличало Домодедово от московских Шереметьево и Внуково, которые находятся на меньшем расстоянии от центра города, но в те времена не обладали столь же комфортной транспортной доступностью.

В начале 2000-х Росимущество пыталось оспорить сделки по продаже имущества аэропорта и передаче его в аренду, но потерпело неудачу. В следующий раз проблемы у Дмитрия Каменщика возникли в 2016 году, когда его обвинили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Дело было связано с терактом, произошедшим в аэропорту в 2011 году. Тогда в зоне прилета террорист-смертник привел в действие взрывное устройство, погибло 37 человек, были ранены 117. Дмитрий Каменщик в течение пяти месяцев находился под домашним арестом, но затем дело закрыли в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Домодедово не единственный актив, перешедший за последние несколько лет в собственность государства. Буквально в прошлом номере «Монокль» рассказывал историю об изъятии в доход государства крупного производителя полимеров — АО «Саянскхимпласт» (см. «Перезагрузка саянских полимеров», № 23 за 2025 год).

Безусловно, набирающая обороты национализация частных предприятий, которая, кстати говоря, порой заканчивается их передачей в частные же руки, но уже другие, не может не вызывать обеспокоенность у предпринимательского сообщества. Так, на ПМЭФ состоялся бизнес-завтрак под названием «Национализация и экономика: современные вызовы». Примечательно, что проходил он в закрытом режиме, доступной трансляции, в отличие от других мероприятий, на сайте форума нет. Его участники, как сообщается, выразили обеспокоенность, подчеркнув, что национализация должна носить точечный характер и применять ее нужно в исключительных случаях, опираясь на четкие и прозрачные правила.