Первый за 17 недель наших наблюдений опустился на 3,16%, преимущественно за счет серьезного удешевления яиц (с зимы они упали в цене более чем на 40%), а также шпината (‒56%), бананов, некоторых молочных продуктов и зернового кофе.
Индекс непродовольственных товаров опустился на 1,5% — благодаря снижению цен на джинсы, корм для собак, крем Bioderma Sebium Hydra и на некоторые другие товары. Такая дефляция пока нивелирует рост цен на бензин и дизель в нашей корзине. Из-за этого и общий ценовой индекс «Монокль» за все время опустился на 0,4%.
Что касается продовольственных товаров, то понятно, что во многом снижение цен, которое мы сейчас наблюдаем, сезонное. Но дело не только в этом. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем июньском обзоре «Анализ макроэкономических тенденций» фиксирует довольно сильную просадку в части потребительского поведения — как в целом по потребительским расходам, так и по их основным компонентам: продовольственным, непродовольственным товарам и услугам. «В структуре потребительских расходов не выделяются больше “зоны роста”, притом что по ряду позиций (особенно по “кредитным” товарам длительного пользования) наблюдается выраженный спад», — констатируют в ЦМАКП. Вследствие этого инфляция в июне продолжает быстро снижаться — примерно на 9,3–9,5% в годовом выражении по отношению к июню 2024 года. Экономисты ЦМАКП связывают снижение инфляции с сочетанием трех факторов: удешевления плодоовощной продукции; сжатия/стагнации потребительского спроса на ряд видов непродовольственных товаров (как «кредитной» технически сложной продукции длительного пользования, так и более широкого круга товаров вроде предметов гардероба и обуви) и укрепления рубля.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) фиксирует довольно сильную просадку в части потребительского поведения
Однако мы по своей корзине фиксируем разгон цен в услугах: он вызван резким ростом цен на проезд в московском метро с начала июня: с 63 до 67 рублей за поездку по карте «Тройка» (сразу на 6,35%) и на капучино объемом 0,2 л в кофейне «Правда кофе»: со 150 до 170 рублей (на 13%). Цены на услуги меняются в связи с ростом зарплат и прочих платежей, в том числе налоговых, и, скорее всего, вскоре в них будет транслироваться повышение тарифов ЖКХ с июля.
В какой-то степени — сложно сказать в какой — текущая картина, когда цены на «проды» и «непроды» падают, а на услуги растут — следствие изменения долгосрочной структуры потребления, которое мы наблюдаем: люди все больше готовы тратить на впечатления и развлечения, а также платить за экономию своего времени и способны ради этого поступиться расходами на одежду, косметику и особенно на товары длительного пользования (подробнее см. «ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм», «Монокль» № 13 за 2025 год).