Итак, мы имеем дело с попыткой сколотить картель стран — потребителей нефти для воздействия на уровень энергетических цен. Правда, в отличие от картеля производителей, ОПЕК, к которому шесть лет назад примкнула Россия, предполагается действовать не косвенно, регулируя объемы, а в лоб, устанавливая некие расчетные цены. Насколько реалистичен замысел?
Для того чтобы механизм ценовых потолков заработал, нужно согласие обеих сторон сделки — покупателя и продавца, ну и посредников, если таковые имеются. Реакция продавца, то есть России, была мгновенной и однозначной. «Есть контрактные обязательства. Будут приниматься какие-то решения политического характера, противоречащие контрактам? Да мы их просто выполнять не будем. И вообще не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам. В данном случае — экономическим. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут, ничего не будем поставлять», — заявил президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. С учетом масштаба присутствия РФ на глобальном энергетическом рынке — мы обеспечиваем 11% мировой торговли нефтью и 8% международных поставок нефтепродуктов — заместить эти объемы сколько-нибудь оперативно никто не сможет. А значит, и развитый, и развивающийся мир ждет очередной скачок энергетических цен, обуздать которые вроде бы и призвана «потолочная» инициатива.
Что касается покупателей нефти, то далеко не факт, что дружественные либо нейтральные по отношению к России страны, включая таких крупных потребителей нефти и нефтепродуктов, как Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, согласятся играть по навязываемым Западом правилам. Они вполне удовлетворены текущими скидками от биржевых бенчмарков, сложившимися в последние полгода на российские углеводороды. Их внутренний спрос на энергоносители растет, терять Россию в качестве поставщика им совсем не с руки.
Наконец, посредники, оказывающие логистические и страховые услуги по сопровождению поставок. Именно это звено авторы идеи ценовых ограничений посчитали наиболее уязвимым. Если нет танкера, на котором можно вывезти нефть, — нет физически либо экономически (отсутствует страховка), — сделка не состоится. Инфраструктура же морских поставок углеводородов действительно в значительной степени представлена транспортными и страховыми компаниями стран-санкционеров. Для альтернативных провайдеров Америка предусмотрела свою проверенную дубинку — механизм вторичных санкций.
Будет ли этот механизм работать со стопроцентной эффективностью? Конечно нет. Есть «серый», его еще называют флибустьерским, торговый флот: предприимчивые судовладельцы покупают подержанные танкеры и отпускают их в рейс без страховок. Есть масса интересных способов уйти от слежки мирового жандарма (излюбленный в последние месяцы — торговать нефтяными блендами, когда наша нефть смешивается с другой, близкой по качеству, и эта смесь транспортируется и страхуется как уже не российская).
Но стратегический путь противостояния энергетическим выходкам Запада один — выгораживание и отстраивание альтернативного сегмента нефтяного рынка, который работает по правилам, определяемым согласованно Москвой, Пекином, Тегераном и Дели, а не Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем. Необходимые элементы плана — активизация строительства российского танкерного флота, дальнейшая капитализация государственных страховых компаний с достижением договоренностей о формировании совместных пулов ответственности со страховщиками дружественных стран, расширение биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в России с привлечением участников из дружественных стран и формированием собственных ценовых бенчмарков в рублях.