Российская экономика, возможно, прошла дно спада

19 сентября 2022, 00:00

Консолидированный бюджет по итогам семи месяцев профицитен Дефляция на потребительском рынке продолжается 17 недель

В июле 2022 года российская экономика показала рост, прервав негативный тренд последних четырех месяцев. Индекс ВВП к предыдущему месяцу с исключенной сезонностью вырос на 0,6% после снижения на 0,5% в июне, сообщил Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Сокращение ВВП к соответствующему периоду прошлого года замедлилось до 3,8% после 4,5% в предыдущем месяце. Примечательно, что в июле вышла в небольшой плюс розничная торговля (+0,4% к июню 2022 года), в то время как спад в оптовой торговле продолжился (−6,8%). Именно торговля лидировала по глубине спада согласно итогам второго квартала текущего года, на который пришелся пик кризиса. Реальное сокращение валовой добавленной стоимости (ВДС) в этой отрасли, по свежим данным Росстата, достигло почти 15% ко второму кварталу прошлого года, хотя в целом ВВП сократился гораздо меньше: на 4,1%. Отрицательную динамику ВДС в июле помимо оптовой торговли продемонстрировали добыча полезных ископаемых (−1,0%), производство электроэнергии, газа и воды (−1,1%), платные услуги (−1,3%) и грузооборот (−0,4%). В остальных отраслях ВДС росла.

«В июле экономика показала признаки оживления после последовательного сокращения на протяжении четырех предыдущих месяцев, в течение которых спад составил 6,5 процента, — комментирует Олег Засов, руководитель направления “Макроэкономика” Института ВЭБ.РФ. — Главным фактором роста стала динамика обрабатывающих отраслей, которая во многом определяла развертывание кризиса в предыдущие месяцы. В июле обработка выросла сразу на 3,2 процента. В первую очередь оживилось машиностроение. Постепенно набирает силу производство автомобилей, увеличился выпуск компьютеров и электронных изделий. После значимого спада хороший рост показала металлургия, прежде всего за счет черных металлов и изделий. На подъеме крупные отрасли, такие как пищевая промышленность, химия и нефтепереработка. Улучшение ситуации в промышленности уже с июня фиксируется также опросами менеджеров в обрабатывающих отраслях (индекс PMI). В июле возобновился рост строительства, который частично компенсировал спад мая–июня. Розничные продажи растут уже второй месяц подряд, постепенно восстанавливается спрос на непродовольственные товары. Продолжается активный рост спроса на услуги, связанные с поездками: услуги транспорта и гостиниц. Растет оборот общественного питания. Однако в целом объем платных услуг населению начал снижаться — из-за уменьшения потребления бытовых и жилищных услуг. В то же время добыча полезных ископаемых ожидаемо сокращается. В июле по причине ремонта на десять дней полностью останавливались поставки газа по “Северному потоку”, продолжила падать добыча угля. Кроме того, резко снизилась торговля топливом на внутреннем оптовом рынке. За счет этого фактора оптовые продажи в июле внесли негативный вклад в динамику ВВП: на уровне 0,4 процентного пункта».

По итогам первых семи месяцев 2022 года рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ опережал рост бюджетных расходов и уровень инфляции, что говорит о сохранении достаточного уровня финансовой устойчивости регионов. В структуре расходов затраты на национальную экономику все больше вытесняют расходы на общегосударственные вопросы, образование и культуру. Экстренные меры федерального центра по замещению регионального коммерческого долга бюджетными кредитами способствовали как сокращению расходов на обслуживание долга, так и общему снижению риска неисполнения региональных долговых обязательств.

Семьдесят пять субъектов РФ закончили семь месяцев 2022 года с профицитом консолидированного бюджета (по итогам семи месяцев довольно успешного для регионов в финансовом плане 2021-го таких было 71), а его общий объем составил 1,48 трлн рублей, или 13,4% от общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета субвенций.

Несмотря на значительный рост, размер государственного долга регионов не представляет существенной проблемы из-за отставания темпов роста государственного долга от темпов роста собственных доходов региональных бюджетов, а также из-за низкой стоимости его обслуживания. Проблемой может стать не сам размер государственного долга, а уровень долговой нагрузки, равномерность погашения и относительная стоимость обслуживания, предупреждает Александр Дерюгин, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Инфляционные ожидания населения на год вперед, по данным опроса ООО «инФОМ» по заказу Банка России, в августе 2022 года немного выросли, до 12% (это значение соответствует уровню лета прошлого года) против 10,8% в июле. В целом этот показатель более или менее стабилен: после кратковременного скачка в марте до 18,3% в последующие месяцы он колеблется в диапазоне 10–12%.

Между тем фактическая инфляция, по данным Росстата, продолжает снижаться уже 17 недель подряд (с единственным перерывом на стыке полугодий: с 1 июля повысился ряд тарифов на платные услуги). Интенсивность дефляции невысока: за четыре с небольшим «хвостиком» месяца потребительские цены снизились всего на 1,1%, но сам феномен не имеет прецедентов в российской рыночной истории.