Однако горбуша, которой из лососевых выловили больше всего (460 тыс. тонн), в рознице дешевле не стала. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), благодаря успешной лососевой путине оптовые цены на горбушу в России снизились на 35% — до 165–170 рублей за килограмм. Но фактическое снижение отпускных цен, по мнению ВАРПЭ, «съели» операторы по доставке рыбы, поднявшие тарифы в 1,7–2,0 раза. В итоге в розничных сетях мороженая потрошеная горбуша стоит 500–600 рублей за килограмм. «Ежегодно во время путины дорожают поставки рыбы с Дальнего Востока в другие регионы России, — пожаловался президенту Илья Шестаков. — Есть ряд факторов, которые влияют на рост стоимости: это и тарифы в портах, и сезонное завышение цен операторами подвижного состава». Росрыболовство поэтому обратилось в ФАС России с просьбой проанализировать формирование стоимости услуг железнодорожного и морского транспорта до и во время лососевой путины на Дальнем Востоке. Оно также предложило субсидировать перевозку горбуши в путину — по аналогии с минтаем, которого стало вдвое больше поступать внутрь страны после введения два года назад госдотаций на доставку.
Впрочем, в удержании розничных цен на прежнем уровне виноваты не только транспортные компании. «Тот опцион, который сформировался в оптовом сегменте, нивелировался повышением тарифов со стороны складских логистов, дистрибуторов и наценками крупного ретейла, — пояснил “Эксперту” управляющий ГК “Доброфлот” Александр Ефремов. — Все потому, что данный сегмент рынка малоконкурентен». Эту проблему обсудили 17 августа на площадке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики представители рыбопромысловых компаний, дистрибуции и розницы. В частности, обсуждали инициативу губернатора Камчатского края Владимира Солодова о прямой продаже рыбаками своей продукции в торговые сети. Присутствующие на совещании представители «Гиперглобуса», «ВкусВилла» и «Ленты» пока рассказали лишь о «проработке различных вариантов сотрудничества с производителями, которые предусматривают как прямые закупки рыбы у рыбаков, минуя трейдеров, так и работу через дистрибуторов».
Впрочем, интерес к камчатскому проекту проявляют и другие федеральные сети — «Ашан», «Окей» Х5, «Магнит», напоминает председатель Рыбного союза Александр Панин и предлагает распространить его на все регионы России. «Проект… первоначально предусматривал реализацию ограниченного объема и ассортимента рыбы, в основном минтая и горбуши, по минимальной цене и с обязательством по ограничению наценки для всех участников товаропроводящей цепочки. Однако после двух раундов переговоров на Камчатке торговые сети начали рассматривать и [прямые поставки] продукции более высокого ценового уровня, которую могут предложить камчатские рыбопромышленники, например нерку, чавычу и кижуч», — говорит он.