Как обеспечить прозрачность продаж в Сети, обезопасить потребителей от контрафакта, а добросовестных производителей и поставщиков — от нечестной конкуренции? Как уравнять в правах неподконтрольных онлайн-агрегаторов и зарегулированную продуктовую офлайн-розницу, которая очень хочет, но не может работать по модели маркетплейсов? Эти и другие проблемы горячо обсуждались на Неделе российского ретейла — 2025: именно сейчас верстается законопроект «О платформенной экономике», где впервые будут прописаны правила игры для стремительно растущей российской интернет-торговли.
По подсчетам участников рынка, до 40% брендированных товаров на российских онлайн-площадках — контрафактные и потому сто́ят порой кратно дешевле оригинала. Это вводит в заблуждение потребителей и рушит продажи добросовестных участников и экономику производителей. Не случайно мемом нынешнего отраслевого форума розничной торговли стали «кроссовки Алексеева», которые основатель DNS Дмитрий Алексеев купил на маркетплейсе в четыре раза дешевле фирменных, но так и не смог понять, за счет чего такая разница в цене, а главное, кто и где их произвел. И никто не сумел этого объяснить — ни ему, ни миллионам российских потребителей. Как выяснилось, у законодателей и участников рынка нет единого представления о том, каким должен быть механизм фильтрации теневых товаров в Сети — особенно с учетом узаконенного параллельного импорта, позволяющего на период санкций скрывать страну происхождения продукта и цепь его поставок.