Рост оборонного заказа и в целом обрабатывающей промышленности обострил проблему эффективного использования станков и оборудования. По данным ЦБ РФ, в третьем квартале загрузка производственных мощностей в стране составила 80,7%. Это чуть меньше, чем во втором квартале, когда показатель достиг исторического максимума в 80,9%. В то же время опрос предприятий показывает, что они ожидают роста спроса на свою продукцию в ближайшее время. Это может привести к увеличению ее производства, а значит, и к росту загрузки мощностей.
Понятно, что от предприятия к предприятию их загрузка неравномерна: где-то станочный парк эксплуатируется в три смены, а где-то может и простаивать. И для предприятий, загрузка оборудования которых настолько велика, что они не могут «втиснуть» в свое производство дополнительный выпуск чего-либо, выходом становится размещение заказа на стороннем предприятии. Такая практика распространена повсеместно. Другое дело, как организован этот процесс. Современные технологии позволяют его существенно оптимизировать, ускорив «стыковку» между заказчиком и исполнителем и снизив стоимость выполнения работ с одновременным сокращением сроков.
Важный аспект состоит еще и в том, что при правильной организации этого процесса в экономике быстрее и проще могут появляться новые субъекты, которым для вывода на рынок своей продукции не требуются собственные производственные мощности и, соответственно, инвестиции в их создание. Запуск бизнеса становится существенно легче. Да и у действующих предприятий отпадает необходимость в покупке дорогого, например металлообрабатывающего, оборудования, раз какие-то детали или компоненты можно заказать стороннему исполнителю. Тем более что по нынешним временам российским компаниям высокотехнологичные станки и не так-то просто приобрести.
Безусловно, все это давно осмыслено и промышленными компаниями, и теми, кто предоставляет услуги по сведению заказчика с исполнителем. Другое дело, что до последнего времени, чтобы найти подрядчика, нужно было прошерстить различные каталоги, справочники, базы данных, где содержалась информация о потенциальных производителях. Да, всеобщая компьютеризация позволила перевести эти базы в электронный вид и упростить поиск. Дальнейшие же действия оставались прежними — личная коммуникация, обсуждение параметров сделки, заключение договора, расчеты и т. д. Необходим был следующий шаг в организации процесса поиска подрядчиков для выполнения производственных задач. И он был сделан, что принципиально изменило ситуацию на этом рынке, который оценивается более чем в 100 млрд долларов.
По следам Uber
Один из мировых лидеров в секторе предоставления услуги «производство по требованию» — американская компания Xometry — по итогам третьего квартала показала лучшие финансовые результаты за всю историю своего существования: выручка компании за этот период составила 119 млн долларов, показав рост на 15% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом число активных клиентов увеличилось на 43%, более чем до 52 тыс. Впрочем, этот рост не привел к тому, что Xometry перестала получать убытки от своей деятельности. Как сказано в отчете компании, чистый убыток, приходящийся на долю держателей обыкновенных акций, составил за квартал 12 млн долларов, на 3 млн меньше, чем в прошлом году. Скорректированная EBITDA за третий квартал показала отрицательный результат — 4,2 млн долларов, что тоже лучше аналогичного показателя за 2022 год на 2,3 млн долларов. Впрочем, компанию убытки, судя по всему, не смущают. И она, и инвесторы полны оптимизма. По крайней мере, за последний месяц, прошедший с момента публикации отчета, акции компании выросли более чем на 65%. Хотя и здесь есть, так скажем, свои нюансы, но о них чуть дальше.
Xometry предоставляет услуги торговой площадки, где используются инструменты искусственного интеллекта. Пользователю достаточно загрузить в систему файл с описанием и 3D-моделью необходимого ему изделия, и он практически мгновенно получит предложения о производстве, включающие сроки и цену изготовления. А также отзыв руководителя работ по техническому обслуживанию со стороны исполнителя. В базе Xometry более 10 тыс. предприятий разного профиля, имеющих самые широкие возможности по производству продукции: обработка на станках с ЧПУ, 3D-печать (металлом и полимерами), литье под давлением, лазерная резка — всего порядка 20 технологических процессов при использовании более 70 различных материалов. Не нужно вступать в коммуникацию с огромным количеством исполнителей, чтобы выбрать наиболее выгодное предложение, система сделает это сама и выдаст лучшие варианты. Можно заказать как небольшую партию изделий, так и договориться о запуске с партнером крупносерийного производства. Заказчиками могут выступать предприятия из высокотехнологичных отраслей — авиакосмической и оборонной промышленности, энергетики, машиностроения, медицины, — а также производители потребительских товаров, электроники и т. д. В числе клиентов Xometry такие компании, как BMW, NASA, Bosch, Dell и General Electric. Причем BMW и General Electric выступают и в качестве инвесторов Xometry.
Компания Xometry была основана в 2013 году. История ее развития — это история довольно агрессивного роста бизнеса за счет покупки компаний, работающих в той же сфере. Таким образом, Xometry, с одной стороны, избавлялась от конкурентов, а с другой — получала дополнительные компетенции и доли рынка.
В 2018 году Xometry купила американскую же компанию MakeTime, своего конкурента, который развивал подобный продукт. Итогом сделки, по заявлению Xometry, стало создание самой крупной в отрасли распределенной сети производства по требованию.
В начале 2019 года Xometry объявила о создании подразделения, которое будет обеспечивать ее партнеров инструментами и расходными материалами. Одновременно прошла сделка по покупке американской компании Machine Tool & Supply of Jackson, которая как раз в течение более тридцати лет занималась поставками инструментов и промышленных принадлежностей.
А в конце этого же года была куплена компания Shift, еще один конкурент, приобретение которого позволило Xometry выйти на европейский рынок. Компания Shift была создана в марте 2017 года в Мюнхене (Германия). Ее основали выходцы из России — Альберт Белоусов, Дмитрий Кафидов (сейчас он возглавляет европейское подразделение — Xometry Europe) и Александр Бельский. Стартап показал быстрый рост бизнеса и привлек внимание.
«Наши клиенты отправляют свои заказы в Shift. Затем алгоритм анализирует данные и создает 2D- или 3D-модели. На основе этих и дальнейших расчетов, включающих материалы и последующие этапы процесса, платформа генерирует предварительную цену, — рассказывали основатели компании в одном из интервью, — Если вы заказываете через нас, вам не придется сталкиваться с хлопотами по согласованию цен, дат или материалов». Компания работала более чем в 20 странах, имея в активе отношения с сотнями предприятий-производителей и заказчиками из отраслей обрабатывающей промышленности.
Понятно, что реализация стратегии развития, важной часть которой была скупка аналогичных компаний, требовала значительных финансовых ресурсов. Xometry прошла через восемь раундов привлечения инвестиций и собрала с инвесторов около 200 млн долларов.
В середине 2021 года Xometry провела IPO на Nasdaq. В ходе размещения компания привлекла более 300 млн долларов. В первые три часа торгов акции взлетели в цене на 64% — с 44 до 72,03 долларов. Капитализация компании составила 1,7 млрд долларов.
Впрочем, сейчас Xometry торгуется на уровне 25 долларов за одну акцию, а стоимость всей компании снизилась до 1,13 млрд долларов. И это с учетом того, что она по-прежнему генерирует убытки, а ее общий доход по итогам 2022 года составил 381,1 млн долларов. Тут, правда, надо отметить, что он увеличился на 75% относительно 2021 года. И это не рекорд: ранее Xometry вошла в список самых быстрорастущих технологических компаний Deloitte Technology Fast 500 с показателем роста в 949% в период с 2016 по 2019 год.
В декабре 2021 года Xometry приобрела компанию Thomas (США). История этой компании началась еще в 1898 году, когда впервые были опубликованы книги под названием «Оборудование и родственные профессии», содержащие в себе информацию о промышленных товарах и их производителях. К моменту покупки Thomas развивала онлайн-платформу для поиска поставщиков и продукции в Соединенных Штатах. Тоже конкурент, хоть и не столь технологически продвинутый, как Shift. Зато в базе Thomas имелись данные более чем о 500 тыс. поставщиков. Покупка Thomas обошлась Xometry в 300 млн долларов, часть суммы была выплачена наличными, а часть — акциями.
Весной 2022 года была запущена и начала принимать заказы локальная производственная сеть в Китае — Xometry.Asia.
В начале этого года была приобретена турецкая компания Tridi Teknoloj AS, оказывающая услугу производства по требованию на своем локальном рынке, а также на рынке Европы.
И тогда же Xometry объявила о выходе на рынок Великобритании.
Стратегия развития Xometry схожа со стратегий компании Uber, агрегатора такси и услуг по доставке еды. Основанная в 2009 году Uber все эти годы активно привлекала финансирование, агрессивно захватывала новые рынки, не считаясь с затратами, демпинговала, чтобы убрать конкурентов, и до последнего времени генерировала убытки. Что, впрочем, не мешало ей иметь капитализацию более 100 млрд долларов. Впервые операционную прибыль компания получила только во втором квартале этого года — 326 млн долларов. По итогам третьего квартала — 394 млн долларов. Как представляется, эффект масштаба наконец-то начал работать.
У Uber.
У Xometry, видимо, это еще впереди.
Реальная конкуренция виртуальных систем
«Для российской экономики приход в нашу страну платформ, подобных той, что развивает Xometry, несет огромнейшие риски, если у нас при этом не будет собственного аналога, — уверен Олег Пономарев, генеральный директор компании “Виртуально-промышленная корпорация”, которая развивает проект “Виртуальная фабрика”. — Американцы в свое время посчитали, что в их промышленности из-за управленческих потерь время простоя и недозагрузки мощностей составляет до 25 процентов. Они нацелились разблокировать незадействованные активы и вовлечь их в производство. И тем самым увеличить совокупное предложение за счет дозагрузки этих мощностей, а не за счет покупки оборудования и строительства новых производств. Использование онлайн-платформы позволяет быстро выводить на рынок новую продукцию, наращивать выпуск востребованной на рынке продукции и увеличивать ВВП. То есть ВВП растет, а цена на продукцию, если спрос на нее остается прежним, падает. При увеличении спроса, даже резком, онлайн-платформа позволяет обеспечить рост выпуска без увеличения стоимости продукции.
Теперь на секунду представим ситуацию, что такая иностранная платформа пришла на наш рынок. Наши предприятия подключаются к ней и начинают получать заказы через нее, в том числе от иностранных компаний. За произведенную продукцию они получают больше — работа через платформу снижает непроизводственные затраты, другие издержки и исключает посредников. В то же время не подключившиеся предприятия становятся неконкурентоспособными по издержкам и в конечном счете по цене выпускаемой продукции. Это может привести к тому, что они или вообще уйдут с рынка или подключатся к платформе. Мы с вами такое наблюдали еще совсем недавно с таксомоторными парками: их больше нет в том понимании, в котором они были до прихода на рынок сервисов по агрегации услуг перевозки. При этом наш отечественный ВВП будет сокращаться, а ВВП страны — владельца платформы будет расти. Причем расти он будет не только за счет собственных разблокированных активов, но и за счет вовлечения в их внутренние объемы производства наших производственных мощностей. Плюс маржа от производства в России будет концентрироваться в чужой юрисдикции».
Попытки свести производителя и заказчика посредством онлайн-платформы в России предпринимались и предпринимаются.
В 2017 году на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге глава Минпромторга Денис Мантуров представлял Владимиру Путину систему 4.0 RU (см. «На пути к цифровому раю», «Эксперт», № 29 за 2017 год).
Согласно концепции, 4.0 RU позволяла конструктору создать в едином цифровом пространстве 3D-модель какой-либо детали, загрузить ее в систему, которая затем находила свободные производственные мощности, где эта деталь и выпускалась. Разработку 4.0 RU вели в числе прочего НПП ИТЭЛМА, «Лаборатория Касперского», Siemens, «Стан». С точки зрения концепции это была, пожалуй, самая продвинутая система, позволяющая осуществлять производство по требованию в цифровой среде. Но дальше пилота развитие проекта не пошло.
Поставлен на паузу проект, инициированный в прошлом году Трансмашхолдингом совместно с партнерами — разработчиками цифровых решений для промышленности: компанией «Цифра» и «2050-Интегратор». К участию были также привлечены промышленные компании — «Ростех», «Северсталь», «Атомэнергомаш» и другие. Проект предполагал создание онлайн-платформы по шерингу незадействованных мощностей промышленных предприятий, их станочного парка. Как говорят на рынке, проект забуксовал из-за организационных проблем: поскольку среди участников есть оборонные предприятия, которые, как предполагалось, будут размещать заказы на предприятиях гражданских, последние должны обзавестись институтом военной приемки. А это не так просто сделать.
«Биржа мощностей» созданная в «Ростехе» и недавно открытая не только для предприятий госкорпорации, но и для сторонних участников, представляет собой каталог производственных площадок, где «выбор исполнителя осуществляет заказчик на свое усмотрение и руководствуясь своими корпоративными закупочными процедурами».
В 2021 году «Опора России» запустила проект «Развитие». Он был нацелен на дозагрузку мощностей оборонных предприятий. После 2022 года оборонка по известным причинам перестала нуждаться в привлечении сторонних заказчиков. Увеличение загрузки предприятий ОПК привело к временному отказу от решения ранее поставленной задачи по наращиванию выпуска гражданской продукции.
Как рассказала «Моноклю» руководитель проекта «Развитие», заместитель председателя комитета по промышленности ассоциации «Опора России» Евгения Чавкина, произошла переориентация проекта, сейчас ведется работа по расширению его географии с упором на вовлечение промышленных предприятий гражданского сектора экономики. Начинался проект, напомним, в Новосибирской области. Сейчас он распространился на Приморский край, ведутся переговоры с Омской областью.
«У нас в стране в целом довольно-таки высокий процент недозагрузки производственных мощностей, — говорит Евгения Чавкина. — Для предприятий МСП, которые не могут закупить дорогостоящее оборудование, сотрудничество с крупными предприятиями — идеальный путь для старта производства».
Проект, реализуемый «Опорой России», предполагает все-таки, что называется, ручное управление процессом: есть список предприятий, которые могут предоставить свой станочный парк стороннему заказчику, и желающим с ними сотрудничать нужно самостоятельно налаживать коммуникацию.
«Виртуальная фабрика» позволяет эффективно организовать взаимодействие между участниками сети промышленной кооперации за счет встроенных оптимизированных бизнес-процессов, от оформления сделки до рекламационной работы и проведения расчетов
Евгения Чавкина отмечает, что онлайн-площадок, через которые можно найти исполнителя для производства, в стране много, однако все они носят информационный характер. «Очень важно, чтобы на такой площадке можно было решать и другие задачи, помимо поиска партнера, — говорит она. — Здесь я могу отметить только пермский проект “Виртуальная фабрика”».
В «Виртуальной фабрике» реализованы те же возможности контрактного производства, что и на платформе от Xometry: загрузка 3D-моделей или чертежей, мгновенный доступ к производственным мощностям, возможность выбрать оптимальную цену, защищенность расчетов.
Другое дело, что в базе «Виртуальной фабрики» пока только порядка 500 производителей.
«Мы готовимся к масштабированию. И нам нужна информационная и инфраструктурная поддержка для обеспечения роста сети промышленных предприятий в регионах РФ, поэтому сейчас ищем механизмы взаимодействия с федеральными и региональными органами власти», — говорит Олег Пономарев.
Как рассказал «Моноклю» Егор Оболенский, руководитель компании Cornette Group (занимается приборами ночного видения и системами защиты от БПЛА), она использует производственные мощности предприятий в Азии. «Главная причина нашего решения в том, что это дешевле, — объясняет он. — Даже с учетом того, что мы доставляем комплектующие и произведенные товары из Сингапура в Россию, все равно мы можем предлагать потребителям цены на 25 процентов ниже, чем в среднем по рынку».
Комплектующие компания заказывает на разных заводах, сборку осуществляет также на азиатском предприятии, а уже готовую продукцию отправляет в Россию, где и реализует. В будущем, не исключает глава Cornette Group, сборка будет налажена в России.
Очевидно, что значительное количество российских небольших компаний, которые не могут себе позволить обзавестись основными средствами, размещают заказы на иностранных предприятиях, прежде всего в Китае. И во многом этому способствует то, что система «производства по требованию» там развита.
«В Китае есть некий аналог нашего ФЗ “О технологической политике” (соответствующая концепция принята в России в мае 2023 года, в настоящее время подготовлен законопроект, закрепляющий основные положения этого документа. — “Монокль”), — напоминает Олег Пономарев. — Смысл его в том, что Китай начиная с 2020 года всю свою промышленность ― и крупную и микропредприятия ― переводит в облако и приоритетно развивает интернет-платформы распределенного онлайн-производства. В документе задекларировано, что основное поле битвы в части развития интернета переместилось из сектора потребительского интернета в сектор промышленного. Так что уже в 2021 году по темпам внедрения в экономику систем управления распределенного онлайн-производства, Китай обогнал американцев, и тем пришлось форсировать развитие Xometry: тогда компания разместила свои акции на бирже и привлекла значительные денежные средства».
Егор Оболенский рассказал, что они сами искали себе партнеров на азиатском рынке — рассылали производителям технические задания и уточняли, можно ли будет разместить производство нужных компонентов на свободных мощностях.
«Мы до конца не знаем, что у нас есть, какие возможности есть у наших заводов. Если на таких площадках, как “Виртуальная фабрика”, будет много предприятий, необходимость размещать заказы на производство в Китае в таком большом количестве отпадет», — уверена Евгения Чавкина.
Другое дело, будет ли это действительно «Виртуальная фабрика», какая-то другая аналогичная, но российская онлайн-платформа или на наш рынок придет кто-то из мировых лидеров этого сектора. С начала ноября на некоторых отечественных ресурсах по набору персонала начали появляться вакансии от Xometry Europe. Кажется, Xometry готова к экспансии на новый рынок.